Антон Афонин: Сейчас уже нет смысла ехать за авто в Россию

Сейчас тема поддержки отечественного авторынка и автопрома актуальна как никогда. О состоянии казахстанского автомобильного рынка по итогам I квартала 2015 года и планах на ближайшую перспективу мы попросили рассказать управляющего директора КМК "Астана Моторс" Антона Афонина.

Антон Валерьевич, в каком состоянии казахстанский авторынок по итогам I квартала 2015 года? Собираются ли автопроизводители приводить цены на рынках стран ЕАЭС к единому знаменателю?

Cитуация на авторынке по сравнению с 2014 годом не здоровая. За I квартал прошлого года официальными дилерами было продано почти 32 тысячи легковых автомобилей, в этом году – в районе 23 тысяч, то есть почти на 26% меньше. При этом регистрация транспортных средств в РК значительно выросла. Это означает, что крупная часть рынка ушла в тень. Автомобили ввозятся непонятно откуда и непонятно кем. Только в январе-феврале по "серым" каналам к нам было завезено 74 тысячи автомобилей, что  в 4,4 раза больше, чем продано официальными дилерами. Причины такой ситуации в ценовой разнице с российским рынком из-за девальвации рубля и, что более важно, в обособленном отношении автопроизводителей к рынку Казахстана и рынку России. Мы бы, наверное, так серьезно не почувствовали этот удар, если бы производители рассматривали оба эти рынка, как единый рынок в рамках ЕАЭС. Нужно понимать, что при отсутствии экономических границ нельзя предлагать товар по разным ценам на едином рынке. Наша задача, как официальных импортеров, доказать автопроизводителям, что цены в странах ЕАЭС необходимо выровнять. Последние полгода мы вели серьезные переговоры с производителями по брендам Hyundai, Subaru, BMW. Практически от всех нам удалось добиться значительных уступок. Это не просто скидки, а попытка выстроить розничные цены под российские.

В январе мы объявили акцию со скидками на все модели Hyundai до -30%. Она была сделана за наш счет, без поддержки производителя. Нам пришлось пойти на убытки. Только таким образом, продажами февраля мы смогли доказать нашим партнерам, что лишь правильное ценовое позиционирование способно изменить ситуацию на рынке. После этого компания Hyundai пошла нам навстречу: все авто 2015 года мы получаем по ценам, максимально близким к российским.

Компания Subaru тоже пошла нам навстречу. Мы близки к ценам в России. Но надо учитывать, что у российских дилеров сейчас и в ближайшие полгода Subaru будут только 2014 года, и они продают их со скидками. У нас Subaru 2015 года, в том числе новые Outback и Legacy, которых нет в РФ. И эти машины мы уже предлагаем по новым ценам.

Буквально недавно успешно завершились переговоры с BMW. Традиционно высоким спросом у нас пользуется Х-серия - Х4, Х5, Х6. По этим моделям производителем были предложены новые цены, практически не отличающиеся от российских. С учетом значительного укрепления рубля в последние недели, повышения цен в РФ нет абсолютно никакого смысла ехать за этими автомобилями в Россию.

Наверное, не все участники казахстанского рынка смогут пережить этот сложный период. Тем, кто не адаптируется к жестким условиям, придется уйти. Мы смогли выстоять благодаря тому, что наш бизнес широко развит и диверсифицирован, в нашем портфеле много брендов.

Сколько автомобилей "Астана Моторс" продала в январе-марте 2015 года?

По итогам I квартала этого года нами реализовано 4139 авто против 5017 единиц за аналогичный период прошлого года (АППП). Относительно неплохие продажи во многом обусловлены акцией до -30% на Hyundai 2014 года выпуска.

Хочется отметить, что бренд Subaru, который всегда был чувствителен к колебаниям рынка, сейчас показывает хорошие продажи. За январь-март нами реализовано 202 автомобиля Subaru, в то время как за АППП – 179 единиц. Это говорит о том, что мы правильно позиционируем марку и у нас клиентура с высокой лояльностью к бренду.

Сколько автомобилей на официальном рынке Казахстана будет продано в 2015 году?

Сейчас мы ориентируемся на "вилку" 100-120 тысяч автомобилей. За 2014 год было реализовано 163,6 тысяч.

Ситуация на рынке очень нестабильна. На нее может повлиять снятие санкций с Ирана, последующее снижение цены на нефть и, как следствие, сильные колебания курсов валют.

Основная рыночная тенденция в этом году простая – кто из дилеров будет ближе по ценам к России, тот и будет на коне.

По сегментам сохраняется тренд последних лет – растут продажи бюджетных моделей классов "B" и "C". При этом заметен и рост продаж автомобилей "премиум"-класса.

Как у вас обстоят дела с производством легковых Hyundai в январе-марте 2015 года?

За I квартал в Казахстане собран 1281 легковой Hyundai, из них 1136 модели Elantra.

Всего с начала производства в сентябре 2014 года в РК выпущено 4452 легковых Hyundai.

Планируете ли вы расширить гамму собираемых в РК автомобилей?

Да, у нас сейчас идут переговоры с Hyundai по началу выпуска моделей Santa Fe, Sonata, Grandeur и Genesis. Первой ласточкой должен стать крупный кроссовер Santa Fe, который очень востребован в РК. Базовая версия этой модели отечественной сборки будет стоить до $30 тысяч и может попасть под программу льготного автокредитования. Следующими, наверное, станут бизнес-седаны Grandeur и Genesis. Это более статусные модели, которыми могут заинтересоваться госструктуры. И последним на конвейер встанет седан Sonata. Кроме того, к концу году мы ждем полностью новое поколение популярного компакт-кроссовера Tucson. Автомобиль очень интересный и очень красивый. Мы с нетерпением ожидаем, когда Hyundai даст нам возможность собирать его в Казахстане.

Мы стараемся расширить и ассортимент коммерческой техники. В этом году уже сделали несколько пожарных машин. Освоили производство средних автобусов Hyundai County по полному циклу, со сваркой и окраской кузова. Сейчас продолжаем развитие этой программы, ищем местных поставщиков комплектующих для увеличения локализации. Надежный County оказался очень востребованным рынком: в I квартале мы выпустили 31 единицу. Их приобретают крупные компании для перевозки сотрудников и начинают брать автобусные парки. Первые отзывы о модели очень хорошие.

Сколько всего автомобилей будет произведено в Казахстане в 2015 году?

Весьма примерный прогноз - 20-22 тысячи единиц. В 2014 году в РК было произведено 37 157 легковых автомобилей и 2 567 единиц коммерческой техники.

Поможет ли улучшить ситуацию на рынке программа льготного кредитования авто отечественной сборки?

Конечно. Но надо понимать, что процесс подготовки таких масштабных программ с участием государства, банков и автодилеров занимает не 2-3 дня. Мы свою часть схемы отработали. Клиент особой разницы между льготным и обычным кредитом не почувствует. Может быть, чуть дольше будет ожидание подтверждения заявки. Пакет документов, предоплата и необходимость страховки КАСКО останутся стандартными. Эффективная процентная ставка будет в районе 7,5% годовых. Мы ожидаем, что 15 апреля программа будет окончательно утверждена правительством, а с 20 апреля выделяемые средства будут доступны банкам. Пока же желающие могут определиться с выбором модели и комплектации автомобиля, ведь доступных машин остается все меньше. Выделяемых 15 миллиардов тенге хватит примерно на 4800 авто при средней цене в 3,3 миллиона тенге. Они разойдутся буквально за 2-3 месяца.

Важный момент: государство выделяет финансирование на возвратной основе на определенный срок. Схема простая: "дешевые" государственные деньги поступают банкам второго уровня под конкретных клиентов, приобретающих авто по льготному кредиту. Как только клиент расплачивается за свою машину, деньги в полном объеме возвращаются государству.

В последнее время большой резонанс вызвало возможное введение на авторынке РК лицензирования. В чем его смысл? Как это повлияет на рядовых потребителей?

Резонанс вызван неправильной подачей информации населению. Речь идет о лицензировании реализации автомобилей, как вида деятельности предприятий. Оно не затронет интересы рядовых потребителей, а призвано навести порядок на рынке, который сейчас захватили перекупщики. Этот теневой сегмент сейчас абсолютно не регулируется и никто там не несет ответственность перед покупателем. Государство должно защищать потребителей. Я прекрасно помню истории 2009-2010 годов, когда возникали компании-однодневки, которые занимались "серым" импортом, а потом исчезали с деньгами клиентов. Поэтому цель лицензирования понятна и прозрачна – навести порядок, оставить на рынке игроков, которые готовы нести 100-процентную ответственность перед покупателями и автопроизводителями. С нас, в отличие от "серых" дилеров, производители могут спросить все, что угодно – от стандартов сервиса до обеспечения гарантии.

 

Газета "Курсивъ", № 13, 9 апреля 2015 г.