Бекнур Несипбаев, «Астана Моторс»: «Мы выбрали развивать собственное производство, чтобы меньше зависеть от других стран»
Об экспансии китайских автобрендов в Казахстан, развитии местного производства и трендах авторынка «Курсиву» рассказал Бекнур Несипбаев, CEO «А стана Моторс».
– Какова сейчас доля вашей компании на рынке новых автомобилей? Как вы планируете усилить свои позиции? Конкуренция сильно растет, особенно с учетом активного выхода китайских брендов с широкой линейкой моделей.
– Доля «Астана Моторс» на отечественном рынке новых легковых автомобилей в первом квартале 2024 года составила более 25%. По итогам 12 месяцев 2023 года – 24,4%.
Действительно, рынок раскален, в Казахстане резко выросло количество автомобилей из КНР, доля китайского сегмента на авторынке – около 40%.
По данным Казахстанского автомобильного союза, за последние пять лет количество китайских автобрендов в стране выросло в 7,5 раза, с двух брендов в 2019 году до 15 в 2023-м. Объем продаж этих брендов за тот же период увеличился в 30 раз. На сегодня из более 35 автобрендов, представленных на казахстанском рынке, 15 – китайские.
С 2021 года «Астана Моторс» последовательно завела на местный рынок лидеров китайского автопрома – Chery, Haval, Changan, Tank, GWM. В 2021 году дилеры «Астана Моторс» продали 1 269 китайских автомобилей, а в 2023 году продажи выросли до 27 143 единиц. По мере пополнения портфеля брендов нашей компании рос спрос, и по итогам 2023 года Chery, Haval, Changan заняли четвертое, шестое и восьмое места, соответственно, в топ-10 брендов на казахстанском рынке.
Высокая конкуренция интересна тем, что каждый производитель стремится создать продукт, еще более ценный с точки зрения продуктивности, качества. Для бизнеса это вызов в части работы с сервисом, развития сферы услуг.
В укреплении своих позиций на рынке «Астана Моторс» в первую очередь делает ставку на лояльность. Мы одновременно с миром получаем и предлагаем потребителям новые модели, совместно с финансовыми организациями разрабатываем специальные предложения, в том числе для бизнеса, заинтересованного в расширении и обновлении автопарков. Эти программы пользуются популярностью: к примеру, 60% от общего объема автомобилей, проданных в 2023 году, клиенты купили в кредит.
Мы внедрили в дилерских центрах обслуживание по принципу одного окна и с ЭЦП, обеспечиваем своевременное пополнение складов оригинальными запасными частями, наши сертифицированные технические специалисты в сервис-центрах работают по международным стандартам. Контакт-центр «Астана Моторс» на связи без перерывов и обрабатывает около 550 запросов в сутки благодаря централизованной системе с единой базой менеджеров фронт-офиса, контакт-центра и службы поддержки.
– Как продвигается локализация автокомпонентов для автомобилей, которые вы производите? Какой сейчас средний уровень локализации и какие компоненты уже производятся внутри страны? Какие компоненты планируете выпускать в Казахстане?
– Мировой кризис, связанный с дефицитом комплектующих и проблемами логистики, обнажил проблему глобализации. Для нас это стало подтверждением того, что мы выбрали правильный путь – развивать собственное производство, формировать школу кадров машиностроения, осваивать мелкоузловое производство, локализовать автокомпоненты, налаживать логистику, чтобы меньше зависеть от других стран. И если говорить о будущем страны – это вопрос не только автомобильной отрасли, мы призываем казахстанцев всерьез задуматься над этим, осваивать компетенции, развивать производство других товаров, в том числе технически сложных.
«Астана Моторс», в свою очередь, находится на завершающем этапе строительства технопарка в Индустриальной зоне Алматы. В конце 2024 года мы начнем производить автомобильные сиденья, полиуретановые коврики, подкрылки, брызговики и автомобильные мультимедийные системы объемом 100 тыс. комплектов в год. На первом этапе наша цель – насыщать автокомпонентами внутренний рынок, а в дальнейшем планируем выходить на экспорт в соседние страны.
Проект по локализации автокомпонентов мы реализуем совместно с опытными южнокорейскими производителями Youngsan Glonet Corp. Ltd. и Motrex Co Ltd.
– В одном из комментариев для СМИ вы говорили, что локализация снизит зависимость от валютных колебаний, а это значит, что повлияет и на цену. Скажите, пожалуйста, можете ли вы обозначить это влияние в процентном соотношении?
– Мы так же, как и производители в других странах мира, в том числе крупнейшие мировые гиганты, зависим от ситуации на глобальном рынке, а это зачастую неопределенность и риски, связанные с волатильностью, геополитикой, финансово-экономическими изменениями и их влиянием на наличие, стоимость комплектующих и логистику. Поэтому мы стремимся максимально локализовать автокомпоненты, поскольку это снизит зависимость от валютных колебаний и от логистики. Например, стоимость логистики на одно автомобильное сиденье сократится на 50%, с $330 до $165, то есть расходы на доставку будут вдвое ниже.
– Сейчас продолжается строительство мультибрендового завода по выпуску автомобилей. Когда планируется запуск предприятия и какова его мощность? Почему было решено строить этот завод и как он поможет обновлению автопарка в Казахстане?
– Да, в Индустриальной зоне Алматы на площади 309 тыс. кв. м продолжается строительство мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ). Мы планируем запустить производство автомобилей Chery, Haval, Changan и ряд моделей GWM в I квартале 2025 года. На старте строительства завода мы планировали выпускать модели трех популярных китайских брендов и со временем договорились о производстве моделей китайского автогиганта GWM, в частности, это внедорожник Tank 300.
Согласно нашему плану, 60% автомобилей с конвейера мультибрендового завода AMMKZ мы будем экспортировать в страны СНГ, а 40% – поставлять на внутренний рынок. Это положительно скажется на обновлении отечественного автопарка.
Площадь производства – 209 тыс. кв. м, мощность – 90 тыс. единиц в год.
В 2023 году в Сиане в рамках визита президента Касым-Жомарта Токаева в Китай мы подписали технико-лицензионные соглашения с Chery Automobile Company, Great Wall Motor, Changan International Corporation и заключили соглашение с Automotive Engineering Corporation для поставки на мультибрендовый завод в Алматы оборудования. Отмечу, что Automotive Engineering Corporation поставляет высокотехнологичное оборудование для мировых лидеров автопрома: BMW, Toyota, Jaguar, Land Rover, Hyundai, BYD, Mercedes-Benz, Volkswagen.
Кроме того, мы договорились о поставках оборудования с Siemens (Германия), ABB (Швеция/Швейцария), Schneider (Франция), Omron (Япония), Fanuc (Япония).
Решение о строительстве мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan обсуждалось на уровне глав государств, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан.
«Астана Моторс» инвестирует 182 млрд тенге в организацию предприятия по стандартам лидеров автопрома Китая. Мы локализуем автомобили популярных брендов с целью создать в Казахстане кластер для малого и среднего бизнеса: это действующий завод Hyundai Trans Kazakhstan, строящиеся Astana Motors Manufacturing Kazakhstan и предприятия по производству автокомпонентов. Это реальные возможности для развития экономики, формирования системы квалифицированных кадров в сфере машиностроения.
Специалисты инженерно-технических профессий на наших предприятиях перенимают опыт ведущих автоконцернов и развивают технологии в Казахстане. Всего в технопарке «Астана Моторс» будет занято около 6 тыс. человек на производстве, а также тысячи работников с учетом мультипликативного эффекта.
Местные и зарубежные инвесторы видят потенциал в сотрудничестве с нашими предприятиями. И мы открыты и рассматриваем предложения, консультируем бизнес на правах официальных представителей брендодержателей. К примеру, Hyundai Trans Kazakhstan испытывает казахстанские аккумуляторы Bars талдыкорганского производителя «Кайнар-АКБ». Безусловно, завод строго соблюдает высокие требования стандартов качества брендодержателя Hyundai Motor Company (HMC), а аккумулятор – это сложный технологический продукт, и прежде чем мы сможем его использовать, необходимо провести испытания в Казахстане, в Южной Корее, получить аккредитацию HMC. Мы делаем эту совместную работу, потому что отечественные производители автокомпонентов заинтересованы в сотрудничестве с нами, а мы хотим развития индустрии в Казахстане, и нам нужны автокомпоненты с местного рынка.
– Как режим промсборки стимулирует отечественный автобизнес углублять локализацию?
– Локализация – трудоемкий процесс, требующий высокого уровня компетенций и опыта. Для Казахстана это направление относительно новое, если сравнивать, например, с Южной Кореей и Китаем, где автопроизводители прошли путь от первого опыта через становление до мирового автогиганта, и на это у них ушло около 50 лет.
Дочернее предприятие «Астана Моторс» Hyundai Trans Kazakhstan действует с 2020 года, и в первый год работы наши сотрудники освоили мелкоузловое производство со сваркой и окраской кузова. Это более 700 технологических операций по международным стандартам HMC.
Наша основная цель – 51% локализации за счет производства автокомпонентов. В 2023 году Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производственные мощности до 50 тыс. автомобилей в год. Сейчас мы модернизируем цехи, чтобы еще увеличить мощности и запустить сварку и окраску большего количества моделей. Кроме того, мы приобретем новое оборудование, чтобы частично автоматизировать производственные процессы в цехах сварки и окраски.
Совокупно со введением в эксплуатацию Astana Motors Manufacturing Kazakhstan и после расширения Hyundai Trans Kazakhstan оба предприятия будут выпускать мелкоузловым методом 140 тыс. автомобилей в год. Этот критический объем станет переходным моментом к развитию штамповки кузовных деталей в Казахстане.
Мы также инвестируем 6,8 млрд тенге в расширение производства на завод коммерческой техники Hyundai Trans Almaty, строим новые цехи сварки и окраски, с катафорезными ваннами. Общая площадь производства в итоге составит 13 518 кв. м.
Более того, Hyundai Trans Almaty намерен выпускать автокомпоненты для коммерческой техники и ведет переговоры с потенциальными партнерами.
На первом этапе развития автопром Казахстана осваивал технологии мелкоузлового производства, и сейчас, имея достаточно компетенций и опыта, мы подошли к ключевому этапу развития отрасли – локализации автокомпонентов, когда местные предприятия переходят на более сложный уровень производства. Таким образом, отечественные заводы смогут замещать компоненты, поступающие из-за рубежа.
Казахстанское правительство поэтапно ужесточает требования к автопроизводителям в части локализации. Мы с этим согласны и стремимся стать положительным примером в этом для всего рынка.
– У вас в портфеле есть бренды и китайских, и японских, и корейских, и европейских производителей. Как меняются предпочтения казахстанских автовладельцев в последние годы по брендам авто? Какова статистика продаж брендов в портфеле «Астана Моторс» и кто входит в топ-10 брендов в портфеле?
– Учитывая, что Hyundai стал абсолютным лидером автомобильного рынка по итогам 2023 года, видно, что казахстанцы предпочитают южнокорейский бренд отечественного производства. Мы гордимся достижениями завода Hyundai Trans Kazakhstan, это сильная команда профессионалов, по-настоящему увлеченных автомобилестроением. За последние пять лет продажи Hyundai в Казахстане выросли в 5,5 раза, доля рынка увеличилась с 14% до 23,5%. В 2023 году рост продаж бренда по отношению к 2022 году составил 62%.
Значительно выросла доля Chery, Haval и Changan: по итогам прошлого года они вошли в топ-5 брендов в портфеле «Астана Моторс». Летом 2024 года мы планируем начать продажи автомобилей на новых источниках энергии BYD и уже получаем запросы от казахстанцев, которые интересуются модельной линейкой, ценами и даже откладывают покупку автомобиля, дожидаясь появления именно этого бренда.
Другие наши дочерние компании также успешно развиваются, обеспечивают рынок новинками, и мы благодарны нашим клиентам, среди которых есть приверженцы брендов.
– Какие в целом тренды на авторынке Казахстана вы сейчас видите? Насколько новые автомобили стали доступнее, влияет ли это на вторичный рынок?
– Во-первых, значительно выросла доля продаж новых автомобилей благодаря более доступным ценам, финансовым программам и акциям, которые предлагают бренды.
С развитием культуры потребления, социальных сетей покупатели стали более избирательными, требовательными. Им важно, проявляет ли компания заботу о клиенте, готова ли сопровождать во время и после покупки. У ряда наших дистрибьюторов есть сообщества, и они постоянно поддерживают связь с клиентами.
Заметно вырос интерес к «умным автомобилям», к технологиям, которые уже стали отличительной чертой брендов. То есть казахстанцы оценили удобство, безопасность, ресурсы новых автомобилей, как, собственно, все, чем привык пользоваться современный человек в ускоряющемся мире, где важны мобильность, комфортные условия для жизни и работы.
Растет интерес казахстанцев к автомобилям на новых источниках энергии (NEV), однако у большинства потребителей есть сомнения относительно автомобилей чисто электрических. Мы, со своей стороны, видим перспективу для подзаряжаемых гибридов (PHEV), оснащенных бензиновым двигателем и электродвигателем с аккумуляторными батареями. Многие наши потенциальные клиенты ожидают именно такие модели, потому что в Казахстане, с его широкими просторами и активно развивающимся внутренним и деловым туризмом, автовладельцы предусматривают частые поездки на дальние дистанции.
Еще один положительный тренд – потребители отдают предпочтение официальным дилерам, то есть доверяют нам. Больше казахстанцев не хотят рисковать с покупкой автомобиля у непроверенного продавца и идут к официальным представителям брендов, потому что это надежно с юридической точки зрения, это гарантия качества, сервис. Мы, в свою очередь, развиваем дилерские сети в Казахстане, а также в Узбекистане, где представляем бренды BYD на правах дилера и Hyundai в качестве дистрибьютора. Дилеры «Астана Моторс» обеспечивают юридическую чистоту сделок, гарантийное обслуживание, сервис. Это 6 тыс. сотрудников в двух республиках.
Источник: kursiv.media