НОВЫЙ ЗАВОД НУРЛАНА СМАГУЛОВА
Предприниматель рассказал об экспортных планах компании.
В настоящее время компания «Астана Моторс» строит мультибрендовый завод полного цикла в Алматинской индустриальной зоне. Это современное производство, рассчитанное на выпуск девяти моделей трех брендов.
В настоящее время согласованы с брендодержателями к производству Сhery Tiggo 2, Haval Jolion, Tank 300. На стадии согласования модель от Changan. Полная модельная линейка завода будет представлена перед пилотным запуском производства.
Стоимость мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan – 182 млрд тенге. Из них 30% – собственные средства, 70% – заемные возвратные средства, на 15 лет по ставке 9% годовых через инструменты финансового лизинга ФРП и гарантии БРК.
Проект Astana Motors Manufacturing Kazakhstan уникален по многим параметрам. Это единственный завод, где будут выпускаться модели трех ведущих китайских брендов. Он также единственный на территории СНГ, где цеха сварки и сборки находятся на разных этажах и первый завод на территории РК с автоматическим складом-распределителем кузовов. Кроме того, только на Astana Motors Manufacturing Kazakhstan, если сравнивать с автозаводами СНГ, будет использоваться метод сухой коагуляции (очистка воздуха в покрасочной камере от красочного аэрозоля). Это современная зеленая технология в автомобилестроении, которая, в отличие от более распространенной водной, не использует воду и химикаты, на 60% эффективнее улавливает вредные вещества в камере, и потребляет на 35% меньше электроэнергии.
Заявленная производственная мощность предприятия – 90 тысяч автомобилей в год, однако на казахстанский авторынок пойдет 40%, а 60% продукции будет отправляться на экспорт в страны СНГ.
В портфеле «Астана Моторс» бренды легковых автомобилей из КНР появились с 2021 года. По мнению Нурлана Смагулова эти автомобили заняли свою нишу в Казахстане и после локализации производства станут еще более востребованными: первыми покупателями китайских машин были те, кто любит новое, следующая волна – консерваторы, те кто смотрит, как машину эксплуатирует сосед, какие отзывы, присматриваются. Мы к этому времени как раз начинаем выпускать китайские автомобили на своем заводе, потому что мы их уже достаточно протестировали и в качестве уверены».
Строительство Astana Motors Manufacturing Kazakhstan – важный шаг в дальнейшем развитии казахстанской промышленности. Это так называемая отрасль высокого передела, которая вовлекает в процесс множество смежных производителей.
Как это работает, «Астана Моторс» намерена показать на примере возводимого рядом с Astana Motors Manufacturing Kazakhstan производственного кластера автокомпонентов. По словам СЕО «Астана Моторс» Бекнура Несипбаева, «этот кластер – не новая ниша для «Астана Моторс», а ориентир для МСБ, направление для развития местного бизнеса. Во всем мире автомобильная отрасль функционирует за счет офтейк-контрактов, и такую же схему сотрудничества производителей необходимо внедрить в Казахстане, через открытие предприятий по производству автокомпонентов».
«Всё время говорят, что «в казахстанских автомобилях казахстанский только воздух в шинах». Глава государства ставит задачу перед автопромом не просто увеличения собранных машин, увеличения производства, а углубления локализации. Чтобы казахстанцы могли считать автомобили казахстанскими, надо производить автокомпоненты, запчасти. Вот эти сиденья, бампера, мультимедийные системы – это только начало пути. Мы хотим, чтобы за три года в Казахстане появился штамп (кузовов), производство автостекла, кабеля, лакокраски. И мы не должны бояться, что «мы не можем». Я считаю, что этап просто сборки машин уже пройден. Честно говоря, он достаточно затянулся. Нам надо всё более ужесточать требования к автопроизводителям, чтобы они переходили на мелкоузловое производство. Я считаю, что у нас шансы не хуже, чем у соседних Узбекистана и России", – заявил Нурлан Смагулов.
Таким образом «Астана Моторс» поддерживает курс Министерства промышленности и строительства, вносит свой вклад в развитие промышленности, машиностроения и автомобилестроения, включая локализацию производства автокомпонентов.
Стоит отметить, что само строительство Astana Motors Manufacturing Kazakhstan уже сейчас поддерживает казахстанского производителя. Возведение завода ведется силами казахстанских инженеров и строителей, их доля составляет 90%. Лишь 10% приходится на приглашенных инженеров-консультантов, специализирующихся именно на строительстве автозаводов.
Более 50% материалов, используемых при строительстве, – казахстанского производства, а по некоторым позициям (бетон, металлопрокат, вентиляционные коммуникации) доля достигла 100%.
Старт пилотного производства на новом заводе запланирован на I квартал 2025 года.